детский писатель и психолог, специалист по дошкольному образованию и воспитанию, автор сценариев и режиссер детских мюзиклов, член Союза детских и юношеских писателей. Автор детской повести «Между Северной и Южной» (лонг-лист конкурса НДК, 2022 г., топ-лист детской литературы Non/fiction-23, вошла в каталог «100 лучших новых книг» Центральной городской детской библиотеки имени А. П. Гайдара в 2023 г., финалист Национальной премии в области детской и подростковой литературы и премии Правительства Москвы имени К.И. Чуковского, 2023 г.). Автор рассказов и сказок для детей и подростков (сборник «Внутри что-то есть» издательства «Волчок», сборник «Остров Лето», издательство «БерИнгА», журнал «Костёр», «Вверх тормашками» и т. д.). Победитель и финалист фестиваля короткого рассказа КОРА (2022 г, 2023 г.), финалист конкурса «Добрая лира» (2022 г.)
Ольга, Ваша дебютная книга «Между Северной и Южной» номинируется на несколько престижных литературных премий. Расскажите, почему свой писательский путь Вы решили начать именно с этой книги? О чём она?
Эта история сама выбрала быть первой, уверена, что писатели меня поймут.
Тема – жизнь мальчика десяти лет между двумя родителями, двумя домами. Тема не уникальная, к сожалению, достаточно распространенная. Как живет ребенок в этой ситуации? Как взрослеет? Ведь 10–11 лет — это уже подростковый возраст, начало мощной, в том числе психологической перестройки организма, когда нужны силы и надежный «тыл» в виде понимающих и поддерживающих родителей.
История Миши Лисичкина – о дружбе и любви, об истинных ценностях, которые постигает главный герой. О том, что самое важное и ценное всегда остается с тобой, что бы вокруг ни происходило и, слушая себя, поступая так, как подсказывает сердце, можно преодолеть многое.
Вы получили много хороших отзывов на эту книгу от членов СоюзДетЛит. Скажите, действительно ли ощущается поддержка от авторов?
Да, безусловно, поддержка очень ощущается и за это я благодарна друзьям и коллегам из Союза.
Вы стали участником проекта «Книги нового времени», организованном Союзом детских и юношеских писателей и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Ваша повесть в рассказах «Борис Самолётов-Третий в детском саду и дома» (возраст: 6+) рекомендована институтом к изданию. Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили принять участие в проекте? О чём эта книга? Чему она учит ребёнка? Как Вы над ней работали?
Проект «Книги нового времени» — это уникальная возможность для автора оставить свой след в художественной литературе для детей, помогающей формировать ценностные ориентиры. А поскольку я много лет работаю с дошкольниками для меня это актуальная тема и я очень рада, что мне доверили участие в таком важном и интересном проекте.
Главный герой книги – дошкольник Борис Самолётов. Фантазер и изобретатель – мой любимый типаж свободного творческого ребенка. Я бы сказала, что истории Бориса не учат (все-таки это художественная литература), а, надеюсь, будут вдохновлять детей и их родителей на радостное проживание детства. А работала я над этой книгой с удовольствием и радостью!
В чём уникальность Ваших книг? Почему дети должны их прочесть?
Уникальность любой книги в их авторах. В остальном — темы, знакомые каждому. Как семь нот, создающие многообразие мелодий, так и темы нашей жизни создают многообразие историй, рассказанные писателями. И, если мои истории понравятся детям, я буду счастлива.
В каких мероприятиях, организованных СоюзДетЛит, Вы принимали участие? В каких планируете?
Принимала участие в Неделе детской книги, это действительно потрясающий проект. Когда видишь на экране монитора десятки, сотни детей с разных мест России — это невероятное чувство. Из планов: встречи в библиотеках, школах и других проектах (конкурсы).
Расскажите, как Вы прививали любовь к чтению своему ребёнку?
У меня двое детей и мы с мужем много читали им. Читали по ролям и с выражением — для детей наше чтение вслух было их любимейшим временем. Сами мы тоже активные читатели, книги у нас повсюду.
С какими проблемами, на Ваш взгляд, сталкиваются родители, пытаясь привить детям потребность к чтению?
Если говорить именно о художественном чтении (потому как современные дети много читают в гаджетах, а это тоже чтение), то просьбы и требования почитать неэффективны. Если только это не необходимость, связанная с обучением в школе. В остальном – мотивация ребенка. Интерес. Я знаю немало примеров, когда у «нечитающих» родителей дети читали взахлеб. Это я к тому, что собственный взрослый пример не всегда работает.
Вы пишите днём или ночью?
Ночью я пишу крайне редко, но поздним вечером да. Утро или вечер – для меня самое продуктивное время.
Расскажите о планах на ближайшее будущее. Какие книги хотели бы написать?
В моих заметках в телефоне целый список названий будущих книг. Это и фэнтези, и детективная история, и реалистичная проза самых разных форматов. Сейчас работаю над подростковой повестью.
Если бы вы могли встретиться с собой маленькой, то какие советы дали бы? Прыгнули бы вновь на ёлку?
Никаких советов. Думаю, мы бы вместе немножко пошалили.
Ольга, расскажите, почему Вы решили стать писателем? В каком возрасте Вы написали первую историю? О чём она была?
Моим первым писательским опытом были стихи. Вернее, сочинение куплетов на знакомые мотивы. В 7–8 лет мне очень нравилось рифмовать истории в музыкальном сопровождении. В 10 лет я сочиняла лирические стихи о природе, а позже – о любви. В пятом же классе написала первую волшебную сказку. Тогда мне нравились восточные сказки, и мои герои скакали на ахалтекинцах, искали сокровища, сражались со злыми силами, слушались мудрецов и в конце счастливо женились.
Вы психолог с многолетним стажем. Скажите, пожалуйста, помогает ли этот опыт писать книги?
Я бы добавила: и педагог с большим стажем. Конечно, помогает. Я бы сформулировала это так — опыт чувствования ребёнка во времени.
В 2022 году Ваша повесть «Между Северной и Южной» победила в конкурсе, организованном СоюзДетЛит и Лайвбук. Затем книга стала полуфиналистом премии «Новая детская книга», вошла в короткий список Конкурса на соискание премий Правительства Москвы имени Корнея Чуковского в номинации «Лучшее произведение в прозе для детей в возрасте от 8 до 12 лет» и в финал Национальной премии в области детской и подростковой литературы. Поделитесь, пожалуйста, в чём уникальность этого произведения? На кого она ориентирована больше: детей или родителей?
Про уникальность судить не мне, конечно, но то, что книгу отметили, безусловно, моё писательское счастье. Что касается целевой аудитории, то повесть «Между Северной и Южной» я бы определила, как книгу для семейного чтения. Там много вопросов и тем, которые можно обсудить с ребёнком. Поговорить, пообщаться, услышать мнение — это бесценная возможность для взрослых узнать, о чём ребёнок думает, потому что темы — жизненные. Отношения в семье, дружба, школа, поддержка и т.д. Много чувств и эмоций.
Какой отзыв от читателей «Между Северной и Южной» Вам запомнился больше всего и почему?
Все отзывы дороги и важны, и я очень благодарна всем, кто делится впечатлениями о книге. Самый первый отзыв был от моей подруги Юлии, когда книга была только рукописью. Её слова очень впечатлили меня, помогли поверить в свои силы. Ведь это была моя первая большая рукопись. Многие отзывы были такими, что я не могла сдержать слёз, настолько пронзительно они звучали. И от взрослых, и от детей, и от критиков.
СоюзДетЛит объединяет современных детских писателей со всей страны. Скажите, пожалуйста, помогает ли Вам поддержка единомышленников? Вдохновляетесь ли Вы работами коллег по перу?
Очень помогает и вдохновляет. У меня много талантливых друзей, чьи книги уже живут в моей библиотеке. Я радуюсь, что СоюзДетЛит так стремительно развивается и набирает силу.
На Ваш взгляд, с каких книг стоит начать, для того, чтобы заинтересовать ребёнка чтением?
Тут все зависит от интересов и склонностей ребёнка. Часто случается так, что книга, которая нравится нам, родителям, отклика у ребёнка не находит. И наоборот — то, что может показаться нам не таким существенным, вызывает у детей бесценный читательский интерес. В любом случае, опираться надо на актуальные интересы.
Рынок современной детской литературы — какой он?
Сейчас много хорошей, качественной литературы. Гораздо больше, чем в моём детстве и отрочестве. Радует, что много произведений от российских писателей. Я с огромным удовольствием читаю современных авторов. Я не эксперт, но как родитель, педагог и психолог, выскажу своё мнение: детям нужны не только события, им в первую очередь нужны герои, которые принимают решения, меняются, теряют и обретают. Герои, на которых хочется опираться. Это важно.
Что Вас вдохновляет?
Творческие идеи, люди, природа.
Чего больше всего боится детский писатель?
Про себя отвечу так: ступора. Когда случается затык, пробуксовка, когда теряется энергия текста.
Какой урок в школе у Вас был самым любимым?
Литература и история.
Вы исполнили свою детскую мечту?
Я возвращаюсь к ней!