Лилия, расскажите, как Вы решили стать писателем? Что повлияло на Ваше решение?
Я никогда не мечтала стать писателем. Мне казалось, что писатели – это как небожители, их и встретить-то невозможно, не говоря о том, чтобы стать одной из них. Когда я работала в школе и в Вузах, я писала научные статьи, методические рекомендации. Но когда появились внуки, стала рассказывать им сказки, а потом записывать их. Когда я училась в творческой мастерской Анны Никольской, мои сказки стали печатать в журналах. Я поверила в свои силы и стала писать более серьёзные сказки и истории.
Вы стали участником проекта «Книги нового времени», организованным Союзом детских и юношеских писателей и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Ваша сказка «Жёлтый заяц, чёрный хвост» (возраст: 4–6 лет) рекомендована институтом к изданию. Расскажите, пожалуйста, как Вы решили принять участие в проекте? О чём Ваша книга? И как с её помощью можно привить ребёнку уважение к культурным ценностям?
О проекте я узнала из письма Союза детских и юношеских писателей. И, конечно же, не смогла пройти мимо. Проработав более 20 лет в школе, я понимаю, насколько важно знакомить детей с традициями и ценностями нашей страны.
В книге «Жёлтый заяц, чёрный хвост» особенному зайчику предстоит совершить много добрых дел: подружиться со зверятами, помочь новичку, навести порядок в лесу, приготовить программу развлечений для праздника.
Детям можно предложить провести в детском саду или во дворе уборку, как её провели зайчата из сказки, или украсить группу или квартиру празднику, придумать программу развлечений.
В основном, для аудитории какого возраста Вы пишите? Кто Ваши читатели?
У меня аудитория очень широкая. Сейчас я жду выход серии книг «Как звучит мир». Это книги для малышей, которые только познают мир, учатся произносить звуки. Есть книги о приключениях маленького инопланетянина в лесу. В ней ребята 4–8 лет узнают много интересных и необычного о лесе и лесных жителях. А вот книга «Папа вернётся. Лёва» писалась для младшего школьного возраста, но её с удовольствием читают и младшие подростки. Книга о детях, переживших Великую Отечественную войну.
Проводите ли с ними очные встречи? Мастер-классы?
Конечно, я с удовольствием встречаюсь с детьми, ведь эти встречи наполняют меня энергией, вдохновляют на написание новых книг. Мы читаем, играем, пробуем примерять на себя ситуации, у которых оказываются герои книг. Но я понимаю, что в далёкие поселки писатели не могут добраться. Поэтому для таких читателей я провожу встречи онлайн.
Лилия, скажите, сложно ли автору найти своего читателя в век технологий?
Мне кажется, что сейчас найти читателя легче, помогает Интернет, социальные сети. Можно познакомиться и подружиться с читателями.
Как часто Вы получаете отзывы на свои произведения и где?
Отзывы на книги очень важны для писателя. Я читаю отзывы на сайтах магазинов, в книжных блогах. Иногда читатели, учителя и библиотекари присылают отзывы в личные сообщения, рассказывают, что прочитали и обсудили книгу, ждут продолжения. Это очень вдохновляет.
Вы начали писать стихи. Поделитесь, решили сменить жанр или попробовать что-то новое?
Нет, это не смена жанра, а расширение рамок. Я люблю учиться, и мне всегда было интересно узнать, как это — писать стихи? Я пошла на курсы и вот пробую.
Вы часто входите в состав жюри различных конкурсов. Расскажите, каково это – оценивать произведения других авторов? И помогает ли это Вам при создании своих произведений?
Я с удовольствием оцениваю конкурсные работы. Это сложно, потому что приходиться выбирать 1–2 произведения из многих. А ведь в каждом есть сильные моменты, и хотелось бы поддержать, подбодрить авторов, указать, где чуть подправить. А ещё, оценивая других, учишься замечать и свои ошибки и недочёты.
Вы много путешествуете. Расскажите, привозите ли с собой какие-то интересные истории?
Конечно! История может родиться из самого пустяка! Ягоды в лесу, которые похожи на миниатюрные видеокамеры. Вот и фантастическая история. Я фотографирую такие находки, записываю идеи в блокнот. Потом дома просматриваю и думаю, как и в какую историю их включить. А ещё в путешествиях я собираю материал для будущих книг. Так в Минске я встречалась с историками, была в архивах, узнала много о минском гетто, об оккупации Минска. Это материал для следующей книги.
У Вас есть три любимых книги, которые Вы могли бы рекомендовать к обязательному прочтению?
Эти книги трогают душу, заставляют задуматься о себе, о близких, о мироустройстве.
Если выбирать между городом и деревней, где бы вам легче писалось?
Летом, пожалуй, лучше всего пишется и думается в лесу. Я могу долго бродить, а в голове как будто смотрю новый фильм. А потом прихожу и записываю. Главное, чтобы никого не было рядом, и никто не отвлекал.
Успех — везение или ежедневная работа над собой?
Успех — это работа. Ежедневная, постоянная, разнообразная. Только работа.