Союз детских и юношеских писателей

Юлия Логвиненко

Детский писатель

детский писатель, драматург, член Союза детских и юношеских писателей. Педагог детской театральной студии в Санкт-Петербурге. Редактор раздела поэзии в детском литературном журнале «Вверх тормашками». Пишет стихотворения, рассказы, повести, пьесы. Финалист международного конкурса Корнейчуковская премия, «Кора-стих», «Добрая лира». Участница мастерских АСПИР, фестиваля молодых писателей «Как хорошо!»

Интервью с писателем

Юлия, расскажите, пожалуйста, в каком возрасте Вы написали свое первое стихотворение?

Не помню. Точно пробовала в начальной школе. С 5 класса уже писала сценарии для школьных праздников и переделывала тексты песен.

На конкурсе «ПрофДетЛит» Ваши стихи «Весеннее чудо», «Мой Лис», «Всё вокруг живое», «У нас в квартире», «Угол» вошли в номинацию «Литературное произведение для детей 4–6 лет», жанр — стихотворения. Почему вы приняли участие в конкурсе?

Вдохновили коллеги из Союза детских писателей. И темы были понятны и близки.

Чем ваши стихи отличаются от стихов коллег? Кто ваша целевая аудитория?

Одинаковых стихов не бывает. Даже если пишем на один сюжет, итоговые произведения у всех будут разные. Мне хотелось написать образно. Чтобы всё можно было легко представить. Интересно, что в небольшом стихотворении можно показать жизнь, эпизод или даже один миг. Конечно, хочется, чтобы читали дети и родители вместе. Смеялись, обсуждали.

Скажите, часто встречаетесь со своими читателями?

В последние годы часто. Приглашают в библиотеки, где я рассказываю о детском литературном журнале «Вверх тормашками», в котором выходят мои стихи. Иногда сочиняем вместе со школьниками. У себя в детской театральной студии тоже читаем. Интересно, можно понять, что детям откликается, а что нет. Например, стихотворение «Угол» больше нравится взрослым. Дети не любят шутить над тем, что им неприятно.

Зачем нужна современная поэзия на ваш взгляд?

Поэзия нужна всегда! Это образы, ритм, музыка. Поэзия помогает рассказать о мире, о чуде, об отношениях и ценностях. Поэты есть и будут во все времена.

Чем полезны или вредны стихи? Что они дают детям? Могут ли они служить воспитательной компонентой?

Для меня поэзия больше о красоте, образности. Здорово, если получается говорить о важном. Воспитывать в лоб — это редко срабатывает. А вот так рассказать и показать, чтобы ребёнок сам понял смысл и почувствовал огонёк добра или любви — это сила. Поэзия преображает, развивает, даёт другой вкус жизни, не бытовой. В стихотворении не надо всё методично разжевывать. Если получилось с юмором написать, то вообще отлично.

С какими проблемами сталкиваются современные поэты? Видите ли вы пути решения этих проблем?

Мало стихотворных сборников издают издательства. Говорят, что трудно продать. Чтобы у детей был вкус к поэзии, можно читать хорошие детские стихи дома, в садике, в школе. Классика это замечательно, но не всегда её дети понимают, и часто слово «стихи» ассоциируется с чём-то непонятным.

Многие люди не знакомы с творчеством современных поэтов. А ведь так много книг есть сейчас! Можно в библиотеке взять, в интернете найти.

Надо больше читать вслух. Я встречала детей, которые не понимают, как читать стихи. Пытаются прочитать, как прозу. Значит, редко встречались с поэзией. Знакомить должны взрослые: родители, педагоги, авторы.

Как оцениваются и сравниваются разные стили и направления поэзии?

Лично я не сравниваю. Больше люблю детскую поэзию с юмором. Люблю поэзию серебряного века. Стихи Саши Чёрного. Владимира Маяковского тоже, Николая Заболоцкого. В детстве читала много текстов Эдуарда Асадова. Мне кажется, каждое направление интересно и находит своих читателей. Иногда приглашают в жюри детских поэтических конкурсов. Выбираю то, что откликается.

Есть ли у вас какой-нибудь писательский ритуал?

Часто смотрю в небо, вдыхаю в себя простор. Иногда сама с собой в рифмы играю или читаю что-нибудь для вдохновения. Часто в автобусе пишу, наброски делаю. Потом дописываю. Люблю уединиться, чтобы ничто не отвлекало. Вкусняшки тоже помогают.

Ваш самый большой писательский страх?

Что зря трачу драгоценное время, и это никто читать не будет и не опубликует. Но всё равно пишу, потому что хочется.

Получаете ли вы отзывы на свое творчество? Какой отзыв вам запомнился?

Мне нравится, когда дети рисуют иллюстрации к моим стихам. Значит, увидели образ, значит, получилось. Нравится, когда читают наизусть. Радуюсь, когда говорят, что стихотворение смешное.

Поделитесь, пожалуйста, Вашими литературными достижениями за последний год.

Третье место в конкурсе «Кора-стих». И финал конкурса «ПрофДетЛит».

А теперь вопросы от наших юных блогеров!

Как быстро Вы прячетесь от всех, чтобы сочинять в одиночестве?

Надеваю шапку-невидимку с помпоном и — оп! меня нет.

Как поймать вдохновение? Фирменный рецепт.

Можно посмотреть в небо и вдохнуть глубоко, раза три. Наполниться. Можно почитать что-то новое или дорогое сердцу. У меня есть полочка с любимыми стихами. Можно взять что-то вкусное, перед тем, как скушать, представить, что это конфета-вдохновишка или освежитель идей. Съесть и творить.

Сколько книг нужно прочесть, чтоб стать писателем?

Чем больше, тем лучше. И ещё нужно писать самому. Желательно каждый день. Что угодно.

Какие оценки у вас были по русскому языку и литературе?

4 и 5. Я любила читать. Засыпала с книгой. Была частым гостем в библиотеке. В тетради по русскому языку часто ставила лишние запятые. Признаюсь честно, до сих пор путаюсь, в каких случаях они нужны…

Вы катаетесь на роликах? А коньках?

С роликами так и не подружилась. Коньки редко, но метко. Когда попадаю на каток, укатаюсь так, что потом неделю ноги болят. Могу падать. Первые 10 минут хожу, держась за бортик. Потом вхожу во вкус.

Сколько конфет надо для счастья?

Мне хватает одной-двух в день. Если есть много, они уже не так радуют. Правда, «Рафаэлло» могу съесть больше.

Спасибо за интересные вопросы!