Юлия Брыкова — детский автор, специалист по связям с общественностью. Окончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, получила второе образование в сфере экономики, к.э.н. Член Российского книжного союза и Союза детских и юношеских писателей, эксперт Национальной Молодёжной Литературной премии Роскультцентра, автор курса «Книга как школьный проект» на базе Института воспитания и СоюзДетЛита, преподаватель детской секции Литературной мастерской АСПИР в Астрахани в 2023 г., участник экспедиции Книжного поезда «Книжные маяки России» в августе 2023 г. Первая книга автора «Ёжик в гостях у Клюкв» переведена на сербский язык и издана в Сербии в двуязычном формате в 2018 г. Графический роман «Война vs Детство», написанный в соавторстве с Кристиной Кретовой, в 2021 году вошёл в Каталог Гайдаровки «100 лучших новых книг для детей и подростков» и стал победителем IV Международного Большого Детского Фестиваля в номинации «Лучшая книга для детей в старшей возрастной категории 12–16 лет». Книга «Говорим правильно» в соавторстве с телеведущей Ириной Россиус в 2023 году стала бестселлером, включена в каталог «Библиогид» РГДБ. Сотрудничает с издательствами «Питер», «Вакоша, «Феникс-Премьер».
Юлия, по образованию Вы – PR-менеджер. Расскажите, в каком возрасте Вы решили стать писателем и почему?
По образованию я специалист по связям с общественностью. PR-менеджер это всё же должность. Я очень рано стала руководителем. С 21 года. А писателем я никогда не мечтала стать. Для меня самой это большой сюрприз. Хотя писать я умела с детства. Говорят, у меня класса с пятого отлично получалось.
Вы стали участником проекта «Книги нового времени», организованном Союзом детских и юношеских писателей и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Ваш детектив «Призрак в городке на Осетре» (возраст: 9-12 лет) рекомендован институтом к изданию. Расскажите, как Вы решили принять участие в проекте и почему? О чём Ваша книга? Как Вы её создавали? На что делали акценты? Чем она может помочь родителям в воспитании детей?
Мне нравится то, что делает Институт воспитания. Поэтому, когда Союз объявил о такой возможности, я даже не задумывалась: быть или не быть. Я считаю, что книги для детей всё же носят не только развлекательную, но и воспитательную функцию.
Моя книга о приключениях мальчика, ученика начальной школы, который переезжает с родителями из Москвы в маленький уездный город. Город этот активно реставрируют в наши дни и развивают. Я стремилась рассказать о любви к малой родине, о возрождении наших городов, о традициях культуры меценатства в России, о новой профессии урбанистика. И упаковала полезную информацию в лёгкий и интересный формат для детей — в формат детектива.
Я писала книгу 4–5 месяцев в общей сложности. Для начала поехала с семьей на выходные в этот городок. Влюбилась в него после просмотра роликов о проектах по возрождению городской среды малых городов России. Кадры до и после покорили меня. И я полезла копать информацию об истории города, архитектуре. И наткнулась на историю одной усадьбы, мимо которой не смогла пройти. Мне захотелось рассказать детям, как в нашей стране раньше люди относились к своим городам, как их строили и развивали.
Я думаю, родителям самим будет интересно её прочитать. Узнают много интересных фактов не только об истории города, но и о нашей истории в целом. А ещё я поднимаю проблему засилия англицизмов в речи детей сегодня. Стараюсь показать, что для детей есть интересный досуг помимо телефона. И, конечно же, вечные вопросы дружбы между ребятами, поддержка взрослых, доверие к своим детям.
На Ваш взгляд, какова сейчас ситуация на рынке детской литературы? Достаточно ли книг, направленных на духовное и нравственное развитие подрастающего поколения?
Думаю, сейчас наша детская литература переживает новый расцвет. Появилось много талантливых авторов. Ситуация последних лет заставила издателей обратить на них пристальное внимание. На рынке сейчас много хороших книг. Образовательных, познавательных. Говорят, не хватает хороших приключенческих книг. Начался бум по подростковой литературе. Проблема в доступности этих книг для детей!
Можете выделить проблемы современной детской литературы? Как, на ваш взгляд, их можно решить?
Вы же знаете, сколько сегодня стоят книги!!! К тому же, многие крупные издательства сосредоточены на западе страны, поэтому доставка книг на восток, логистика удорожают итак далеко не дешёвые книги в разы! Нет закупок книг в школьные библиотеки. Сегодня этого не происходит на законодательном уровне. Комплектование детских библиотек, конечно, начинает радовать. Но далеко не везде. Да и все ли ходят с детьми в библиотеки? А где ребенку взять книгу, которая стоит порой под тысячу рублей? Все ли родители могут такое себе позволить? Книга не товар первой необходимости.
Как решить? Для начала, принять Программу по детскому чтению, которую уже 10 лет не могут принять. И признать, наконец, что детская литература — это не только коммерческая деятельность, но и социально ответственная. Она должна быть комплексно поддерживаема и датируема государством.
Как часто Вы получаете отзывы на свои книги и где?
В интернете или на встречах с читателями.
Какое из своих произведений Вы назвали бы самым любимым и почему?
Из любимых — это «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен. Читала его в детстве в шкафу с фонариком. А из последнего это Руне Белсвик «Простодурсен». Одна из самых уютных книг, в которую хочется закутаться, как в мягкий плед. Я вообще очень люблю скандинавскую детскую литературу. Считаю, что у них сильнейшая школа.
А если говорить о своих книгах, то я их люблю все. Ведь это как с детьми, нельзя одного любить больше, а другого меньше. Например, книгой «Говорим правильно» я очень горжусь, а выхода книги «Призрак в городке на Осетре» я с трепетом жду и нежно её люблю. Это моё первое художественное произведение такого объёма и в таком жанре.
Что Вам даёт членство в СоюзДетЛит?
Членство в СоюзДетЛит — это прежде всего люди! Круг единомышленников, детских авторов, у которых одинаковые задачи и проблемы. А ещё участие в интересных проектах. Например, с Институтом воспитания. Я не только писала книгу, но и вела благодаря СоюзДетЛиту свой авторский курс «Книга как школьный проект» на базе Института.
А ещё встречи с издательствами, выступления в школах и библиотеках. Ну и со своей стороны я тоже всячески стараюсь помогать развитию Союза. Потому что искренне верю, что вместе мы можем больше!
Вы проводите встречи с юными читателями. Расскажите, как они проходят? У Вас своя — авторская методика?
О, встречи с детьми — это отдельная история! Детям нужно отдавать: силы, энергию, настроение, знания. А ещё их нужно заинтересовать, увлечь, зажечь! Поэтому я стараюсь все программы упаковывать в интерактивные форматы: викторины, квесты. Стараюсь, чтобы дети не засиживались на месте. А когда только начинала выступать и работать с детьми, я училась у замечательного психолога и основателя мастерской праздников «Дом на крыше» Ксении Кинслер. Ксения помогала разрабатывать мои первые программы по сказкам и показывала, как работать с детьми. До сих пор ей благодарна за бесценный опыт! Он мне до сих пор очень помогает.
Расскажите о литературной критике — как вы к ней относитесь? Стоит ли её бояться? СоюзДетЛит сотрудничает с литературными критиками: Вы уже получали от них рецензию на свои произведения?
Критика. Конструктивная критика от профессионалов бесценна. Она помогает расти и учиться, совершенствоваться. Принимаю с благодарностью. Но важно, в какой форме эту критику получать. Критикуя человека и его творчество, всегда важно понимать, зачем ты это делаешь. Если критик хочет поддержать и помочь, это всегда будет сделано в бережной и доброжелательной форме. Другая форма обычно уже говорит о желании самоутвердиться за чужой счет. Вот мимо такой критики прохожу не глядя. Один раз обожглась и долго восстанавливалась.
А критика читателей — обычно смотрю профиль того, кто критикует, его другие отзывы. Часто оказывается, что у человека в каждом отзыве всё плохо. И это уже о человеке, а не обо мне.
Благодаря СоюзДетЛит я познакомилась с литературным критиком Мари Москва. Она писала рецензию на книгу «Говорим правильно». Потом мы встретились вживую и подружились.
Чем должен обладать писатель, чтобы создавать полезные книжки для детей? Опыт, знания? Что бы вы добавили?
Чтобы создавать именно полезные книжки, нужно иметь кругозор и интерес к жизни. Желание рассказать детям о том, что наш мир очень разнообразный и многогранный. Ну и конечно же, я считаю, что красота в глазах смотрящего. Детский писатель – это человек, который выбрал быть в жизни на стороне света. Я так считаю.
У Вас есть какой-то писательский ритуал?
Из ритуалов у меня только кофе и цветы на столе. Очень люблю живые цветы.
Какие свои детские мечты у Вас получилось реализовать?
Про детские мечты… Я их не помню, представляете. Мне было интересно, как будет выглядеть мой дом, моя семья, когда я вырасту. Всё получилось.
В чём заключается счастье писателя?
Счастье писателя для меня — это взять на руки (именно на руки, как ребёнка) новую книгу из типографии, узнать, что она нравится читателям! А ещё это радость от сотворчества. Я люблю работать в соавторстве. Обожаю момент, когда текст оживает в иллюстрациях. И когда дети бегут обниматься после встречи.