Союз детских и юношеских писателей

Наталья Спехова

Детский писатель

Наталья Спехова — писатель, автор книг для детей и родителей. Член Союза детских и юношеских писателей. Лектор и член Российского общества «Знание». Педагог, психолог, наставник детской группы в Летней арт-деревне «Профессия «Писатель» от АСПИР и ВДЦ «Океан». Организатор и участница литературных и писательских встреч, автор и ведущая Писательской мастерской. Член жюри детских литературных конкурсов. Книги выходят в издательствах: «Омега-Пресс», «Феникс», «Просвещение», «Весь» и др.

Интервью с писателем

Наталья, в конкурсе «ПрофДетЛит» Ваш детектив «Разведчики из “Кукурузинки”» занял 3 место в номинации «Литературное произведение для детей 7–9 лет». Расскажите, пожалуйста, что легло в основу сюжета? О чем книга? 

Книга о детях, отдыхающих в детском лагере, которые помогли обезвредить браконьеров.

Одно время я работала вожатой в детских лагерях и была свидетелем многих историй. В детективе объединено несколько невыдуманных ситуаций. А экологические проблемы, описанные в повести, меня, увы, окружают и сейчас: свалки в лесу, вырубка и т. д. Я очень хочу, чтобы ситуация изменилась.

Чем эта книга понравится вашим читателям? Может быть, в неё заложены какие-то дополнительные смыслы, над которыми должен задуматься читатель? 

История провокационная, дети любят провокации. Но именно такой подход даёт возможность обосновать и проиллюстрировать многие события и нюансы. Например, запреты, которые так мечтают обойти дети.

Мне кажется, книга всегда похожа на сеть параллельных миров, в которых прячутся смыслы. Я бы хотела, чтобы читатели путешествовали в них и задумывались о разных вещах: о взаимоотношениях друг с другом, о поддержке, заботливом отношении к природе, познании окружающего; чтобы задумывались, правильно ли герои себя повели, а есть ли ещё варианты, а не подводят ли они кого-то и т. д.

Не последнюю роль играет общение детей, их речь. Одна из героинь повести, вожатая Катя, прослушав детей, заметила: «Чем сосуд наполнен, то из него и льётся». И дети в повести постепенно меняются.

Что вы как автор современной детской литературы делаете, чтобы ребенок с удовольствие взял в руки вашу книгу? 

Слушаю детей и рассказываю их истории. Я работаю с детьми с 1992 года, разговариваю, задаю вопросы, даже провожу исследования (например, о использовании сленга). Это помогает чувствовать и понимать их. Все истории в книге «Разведчики из “Кукурузинки”» основаны на реальных событиях.

Какие темы или идеи вас вдохновляют на создание произведений? 

Вдохновляют сами дети. Бывает, услышишь фразу — сразу идея. Недавно была свидетелем детского стартапа «Карасик», который просится в юмористический рассказ.

А темы разные, хотя тянет к истории края и фольклору. 

Вы ведете колонку в группе ВКонтакте Союза детских и юношеских писателей о продвижении авторов. Почему современным писателям необходимо быть еще и маркетологами? Неужели без этого не обойтись? 

Книгоиздатели признаются, что никто не знает, почему та или иная книга становится популярной. И если автор может помочь произведению, то это нужно делать. По большому счету, это можно сравнить с автомобилем: даже самая дорогая и надёжная машина не поедет, если её не завести.

Поделитесь вашим опытом продвижения книг и алгоритмом работы с читательской аудиторией. Когда нужно начинать продвижение книги? С чего вы бы посоветовали начать писателю, у которого вот-вот выйдет книга? 

Мой опыт — это поиск, промывание песка, ради крупинки золота. Я многое пробовала: таргетинг, рассылка, обмен постами, статьи в СМИ и еще десятки способов. Оказалось, всё в другой плоскости — живые встречи с читателями. Но это мой путь, у другого писателя может быть иначе. У одного сработают книжные боксы, у второго — арты, у третьего — выступление на радио.

В идеале, начать с изучения аудитории и выстраивания стратегии. Это правильно. И начать до выхода книги. Но не во всех издательствах приветствуют «забегание» вперёд. Поэтому важно ориентироваться на ситуацию.

И я бы шепнула: начать с того, от чего горят глаза. Хочется ставить спектакли — нужно ставить, хочется активно вести социальные — нужно вести. Но стратегия — в первую очередь.

Какими средствами продвижения не стоит пользоваться в книжной отрасли? 

Эпатажными, чёрными. Есть примеры, когда эксцентричные решения приводили к известности, но репутация складывалась соответствующая. Во многих случаях и карьера рушилась.

Вы часто проводите встречи с читателями. Могли бы дать несколько советов начинающим авторам: на что делать акценты на таких мероприятиях? 

На диалог, интерактивное взаимодействие и книгу. А ещё я бы отметила несколько важных моментов:

  • Зона ближайшего развития. Ориентироваться на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется небольшая помощь взрослого. Не понял слово — объясняем доступным языком.
  • Учитываем возраст. Даже одну и ту же тему можно подать по-разному и на разный возраст. Например, о сказках можно говорить и с малышами, и со взрослыми. Сказки бывают разные, интонация разная, факты разные.
  • Максимум вопросов, чтобы взбудоражить поисковую активность и интерес.
  • Интонация, жесты, мимика. Для малышей горящий взгляд, таинственные речи. Для среднего возраста — разговоры о серьёзном, как со взрослыми.
  • Интрига, загадка. Это помогает возбуждать поисковую активность и держать внимание.
  • Близкие и понятные ребёнку примеры из реальной жизни.

 А теперь вопросы от наших юных блогеров

Чем вы пишите: перьями, ручками, печатной машинкой или на компьютере? 

Мои помощники — ручки (я их коллекционирую) и клавиатура. Без компьютера сегодня не обойтись, но блокнотов и ручек у меня огромное количество (и становится все больше).

 Хотели бы Вы иметь волшебные часы, чтобы останавливать время? 

 

Наверное, я бы хотела машинку-попрыгушку, которая бы давала возможность запрыгивать во вчерашний день, чтобы дозакрутить нужный винтик и вернуться.

Если бы можно было взять в помощники какого-то литературного героя, кого бы Вы выбрали?

Кузьку! Домовёнок Кузька — безоговорочный лидер. А если говорить о моих героях, то Неколю (это персонаж славянской мифологии — коловерша).

Сон или прогулка? 

Если прогулка в лес, то прогулка. Но мне нельзя выбирать, рискую остаться без сна.

Чтобы вы сделали, если бы у Вас была шапка-невидимка?

Доставала бы её, когда надо отдохнуть мне или близким.