Екатерина Матюшкина — детский писатель, член правления Союза детских и юношеских писателей, педагог, художник, сценарист, преподаватель литературного мастерства. На сегодняшний день ее книги распроданы четырехмиллионным тиражом. Признанный мастер детективов. Переводы книг продаются в Европе и Китае. На основе книг созданы мультфильмы, спектакли и аудиоспектакли. Книга «Лапы вверх!» вошла в список лучших детских детективов Forbes за десять лет. Екатерина иллюстрировала около 150 книг в различных издательствах, в том числе и свои книги. Художник по персонажам для мультфильмов и брендов. Театральный художник. Художник по куклам.
Екатерина, Вы приняли участие в проекте «Книги нового времени», организованном Союзом детских и юношеских писателей и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Вместе со Светланой Кривошлыковой Вы написали книгу «Детективы из отряда звезд» (возраст: 10-12 лет). Расскажите, как вы работали над этой книгой? Каково это – работать в соавторстве? Почему решили принять участие в проекте? О чём ваша и какие важные вопросы она затрагивает?
Это книга пришла нам со Светой как вспышка. Мы часто придумываем различные истории, а тут кто-то кинул одну фразу. И вот уже дети едут в тридцатом вагоне в лагерь и рассказывают друг другу страшные истории.
Когда мы писали книгу было полное ощущение, что это мы сейчас находимся в пионерском лагере. Это мы спасаем друзей и танцуем на дискотеке и, конечно же, сами ищем преступника, укравшего телефон.
Со Светой писать интересно. Мы поддерживаем друг друга, работаем слажено, но главное — во время работы над книгой мы были так погружены в сюжет, что сложно было выйти из придуманного мира в настоящий. Особое удовольствие я получила, кода мы проверяли детективные лини, думали о том, какие есть улики и как мог скрыть преступление преступник.
Были и трудности в работе. Так как в детективный сюжет вписывался режим детского лагеря, надо было с одной стороны не нарушить порядок и правила, а с другой стороны сделать текст максимально захватывающим и интересным!
Как детский писатель со стажем, какие тенденции в развитии современной российской литературы Вы можете выделить за последние 10 лет?
Современная детская литература становится с каждым годом всё профессиональней. Появилась конкуренция. Авторы приходят в литературу уже грамотные, со знаниями детской психологии и литературным образованием.
У детского автора есть конкуренция — это игры и мультфильмы . Некоторые думают что это плохо, о на самом деле это только плюс для развития детской литературы. В фильмах и мультфильмах профессиональные сюжеты, продуманы миры, и авторы, когда их смотрят, сами того не замечая, становятся грамотнее.
Вы член правления Союза детских и юношеских писателей. Расскажите, как изменился Союз со времени его создания? Что Вам даёт членство в Союзе?
Я очень рада открытию Союза. Детские авторы — самые нежные авторы, которым нужна поддержка. Писатели, которые любят волшебные миры и при этом почти не конкурируют.
Авторам нужна забота: чтобы кто-то рассказал, как общаться с издателями, дал возможность встречаться с коллегами, подсказал как решать какие-то юридические вопросы.
Я очень рада, что теперь в нашей стране детские авторы объединились и поддерживают друг друга.
Вас читают дети из всех уголков нашей Родины. Скажите, как заинтересовать ребёнка книгой? Поделитесь своим секретом.
Все зависит от возраста ребёнка. Если он очень маленький важно, чтобы ему читали максимально понятные книги. Чтобы значимый взрослый был рядом, и они совместно изучали произведение и картинки.
Старшему ребёнку, который умеет читать, советую поначалу покупать иллюстрированные книги, написанные простым языком. Чтобы ребёнок, который тратит на прочтение одной строки столько же сил, сколько тратит взрослый на прочтение страницы, не боялся текста, а весело погружался в текст и радовался приключениям героев.
Вы выросли в семье художников. Скажите, помогает ли это писать бестселлеры? Может быть, благодаря образному мышлению удаётся придумывать самые невероятные сюжеты?
Конечно. Моя мама была театральным художником и иллюстратором детских книг. Она придумывала фантастические сказки и рассказывала их мне, а папа сочинял истории про мальчика-с-пальчика.
Творческие работы, рисунки, песни, музыкальные композиции, которые я сочиняла, родители ценили.
Мама перечитала мне всю детскую литературу, которую на то время можно было достать. Папа читал на память сказки в стихах, а ещё мы каждый вечер играли в поэтические игры.
Это легло в основу выбора профессии. В 20 лет я знала всю детскую литературу, а также сказки Чуковского, Пушкина, Ершова наизусть.
Екатерина, у СоюзДетЛит есть направление ПРОФЛИТ – курсы писательского мастерства, где Вы преподаёте. Как автор, поделитесь, почему писателю вообще стоит идти учиться? И приходилось ли вам сталкиваться со стереотипами со стороны слушателей во время обучения?
В основном те, кто считают, что обучатся писательскому мастерству бесполезно, на курсы не приходят. Многие думают, что писательский труд — это полёт фантазии, поток который проходит из космоса и выливается на бумагу. Но это не так. Только единицы людей могут писать то, что приходит в голову потоком, и результат будет связным.
В писательской работе множество подводных камней. Вы должны не только точно продумать структуру произведения, но и создать достоверный мир. Сделать реалистичными персонажей, завладеть читательским интересом и удержать читателя в напряжении до конца книги.
Это множество техник и приёмов, которые нужно знать и пользоваться ими в совершенстве. Как балерина которая, чтобы станцевать сольный танец, должна многие годы учится, так и писатель должен знать литературные приёмы и в совершенстве ими пользоваться.
Вы работали художником в театре, сотрудничали со многими издательствами, как иллюстратор, сейчас сами иллюстрируете свои книги. Скажите, Вам – автору, помогает прошлый опыт взаимодействия с издательствами?
Отношения издателей к художникам и писателям абсолютно разное. Можно быть продаваемым художником, книги которого любят и покупают, но это никак не поможет издать литературное произведение, если ты не умеешь писать.
Так что все мои связи иллюстратора не пригодились. Единственная польза была в том, что я не боялась идти в издательство. Свои первые шаги я сделала по издательству за долго до этого.
Идеальная обстановка для творчества — какая она?
В первую очередь хорошие добрые семейные отношения, где дом это место где тебя любят и поддерживают. А так же встречи с читателями и студентами — они заряжают дают новые эмоции и идеи.
Где вы находите идеи для создания новых книг?
В первую очередь мне хочется писать добрые истории про друзей. Мне нравится придумывать разные миры. С элементами магии мистики или игрушечные королевства.
Но в моем творчестве существует еще и логика.
Так как я пишу в основном детективы, то создание детективной истории — это почти что математическая задача, в которой существуют свои алгоритм. Детективную историю невозможно написать, не продумав сюжет, не сопоставив линии подозреваемых, не продумав преступление.
Вы считаете себя счастливым человеком?
Наверное, как и все люди — когда как. Иногда мне кажется, что я очень несчастная: если вдруг попала под дождь или получила плохой отзыв о книге. А потом выходит солнце, мне позвонит друг, и всё в мире становится прекрасным.
Если говорить об успехах, то я, конечно, радуюсь выходу книг, но писательская жизнь непубличная: книга выходит, и я не вижу, как её покупают, не слышу, что говорят читатели. Так что обратную связь писатель получает редко.
О, я счастлива, что могу делать, то что люблю! Создавать любимые миры и придумывать захватывающие истории.
Чего больше всего боится известный писатель?
Да много чего! Боюсь высоты или не сдать книгу в издательство по договору. А еще я боюсь, когда мне задают такие вопросы…
А вы бы укусили вампира?
Для читателей скажу, что это название моей последней книги, написанной в соавторстве с Екатериной Оковитой.
История смешная: речь идёт об овечке, которая решила, что если вампир укусит её, то она провертится в вампира. А вот если она укусит вампира, то он превратится в овцу, и будет счастлив.
Так что если бы я была персонажем этой книги, то конечно я бы укусила вампира! И я гарантирую, что вампир после этого стал бы писателем.