Союз детских и юношеских писателей

Василиса Солнцева

Детский писатель

детский писатель, член Союза детских и юношеских писателей. Пишет сказки, рассказы и повести. Печаталась в сборниках и журналах «Сценарии и репертуар», «Простокваша», «Детское чтение для сердца и разума», «Вверх тормашками». Участница литературной резиденции АСПИР. Победитель конкурса ВООП и Союза детских и юношеских писателей. Полуфиналист конкурсов «Настя и Никита», «Берег Детства».

Интервью с писателем (ВООП)

Василиса, расскажите, пожалуйста, о Вашей первой книге. Когда она вышла и о чём она была?

Пока я начинающий автор. У меня есть публикации в журналах и сборниках. О личной книге я только мечтаю или, скорее, планомерно иду. Например, моя победа в конкурсе «ПрофДетЛит» приблизила меня к мечте.

На конкурсе «ПрофДетЛит» Ваша работа «Как Миша птиц кормил» заняла 3 место в номинации «Литературное произведение для детей 4–6 лет», жанр — развивающая литература. Расскажите, пожалуйста, как создавалась книга? И кто стал прообразом главного героя?

Герой книги, мальчик Миша, уже какое-то время живёт в моих текстах. У его дедушки всегда есть время на внука, и поэтому они обсуждают, чем различаются вес и масса, к ужасу бабушки разбирают безмен и кидают предметы, чтобы проверить закон всемирного притяжения. Но пока эти истории лежат в столе, точнее на диске компьютера.

Чем эта книга понравится детям? Почему её стоит прочитать?

Для детей в книге «Как Миша птиц кормил» много интересных заданий. Родителей порадует развивающая направленность: от правил кормления птиц и вопросов по окружающему миру до математических задач и даже мастер-класса по рисованию.

Встречаетесь ли вы с читателями? Если да, то в каком формате, и где чаще всего проходят встречи? Есть ли у вас программа выступлений? Может быть, мастер-класс, интерактив, конкурс?

Как начинающий писатель я только недавно начала проводить встречи с читателями. Пока их было две: в библиотеке и в школе. Мне очень нравится пробовать что-то новое, поэтому обе встречи были с разными программами.

На одной из них я прочитала детям свою сказку «Заветное желание», а затем ребята рисовали свои мечты. Встреча произвела на меня такое впечатление, что после её завершения я написала рассказ и сделала несколько текстовых зарисовок на будущее.

Вторая встреча была по моему ещё неопубликованному детективу для школьников, поэтому мы с ребятами писали детектив. Сначала придумывали вместе и разбирали структуру. В школьной столовой пропали все ложки. Чем есть кашу? И кто их украл?

Затем каждый написал и прочитал свой детектив, и я поняла, что классикам скоро придётся подвинуться. Ребята сочинили невероятные истории!

Теперь у меня есть план выступления по книге «Как Миша птиц кормил» и ещё несколько идей. Они ждут следующих выступлений.

Как вам удается создавать уникальный стиль письма? Какие техники или методы вы используете, чтобы сделать свои работы неповторимыми?

Я не уверена, что уже выработала уникальный стиль письма. Тем более мне интересно писать разные вещи, а для каждой из них подходит свой стиль. Но могу сказать кое-что общее — у меня очень тяжёлый язык: от использования терминов до сложного построения предложений. Поэтому я редактирую. Много редактирую. Очень много редактирую. Но что-то всё равно остаётся, так и получается неповторимый результат.

Какими литературными достижениями Вы гордитесь? Поделитесь последними успехами.

Во-первых, я горжусь тем, что заканчиваю начатое. Это большая проблема творческих личностей: завершить что-то масштабное, что нельзя дописать на одном вдохновении.

Во-вторых, я рада, что начала получать от издательств не тишину, а отказы.

А теперь к осязаемому — в этом году, кроме победы в конкурсе СоюзДетЛит и ВООП, я участвовала в проекте Союза и Института Воспитания «Книги нового времени». А ещё в июне я ездила в литературную резиденцию для детских писателей, которую организовывала АСПИР.

Чем вы занимаетесь, когда не пишите?

Семьёй (мужем и тремя детьми) и учениками (я репетитор).

 А теперь вопросы от наших юных блогеров!

Ковёр-самолёт или шапка-невидимка? Почему?

Конечно же, ковёр-самолёт! Обожаю путешествовать, но останавливает дорогой проезд. Особенно, когда едешь с тремя детьми. А так мы бы облетели всю Россию. Мечтаю побывать на Байкале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

С каким животным вы себя ассоциировали в детстве?

Никогда не ассоциировала себя ни с каким животным. Но с детства обожаю кошек. Считаю, нам, особенно мамам, надо учиться у них умению заботиться о себе.

Пытались дописать сказки в детстве?

Дописать — нет. В сказках обычно логичный конец. Чаще всего это «И жили они долго и счастливо». А вот писать свои — да. Сначала просто придумывала, а потом, когда научилась писать, завела тетрадку. Но большая часть так и осталась в голове: люблю придумывать, не люблю записывать.

Загадываете желание, когда сдуваете одуванчики?

Я скучный взрослый человек, поэтому одуванчики я обычно кошу. В идеале до того, как они зацвели. Но очень люблю смотреть, как летают пушинки. Меня это завораживает.

Шоколадка или книжка?

Лучше всего всё вместе и ещё чашка ароматного чая.

Поделитесь своими творческими планами.

Очень хочется попробовать всё. У меня уже есть написанные сказки, школьный детектив и нон-фикшн. Мечтаю написать научную фантастику, серьёзную повесть для подростков и много чего ещё. Пока работаю над почти волшебной историей про бабу Юлю и параллельно пишу своё первое фэнтези.

 

Интервью с писателем (Интститут Воспитания)

Василиса, Вы приняли участие в проекте «Книги нового времени», организованном Союзом детских и юношеских писателей и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Ваша сказка «Ния и Гиппо потерялись» (возраст: 5-7 лет) рекомендована институтом к изданию. Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы создавали книгу. Что на её страницах найдут дети? Какие вопросы она поможет решить родителям? И почему Вы решили принять участие в проекте?

Когда я услышала о проекте, то сразу захотела принять участие. Мне важно, что читают мои дети, мне важно, что читает их окружение. Плюс я люблю работать, когда чётко понятно, для чего ты это делаешь.

В проекте мы создавали книгу в несколько этапов: сначала написали синопсис, потом первый вариант, затем дорабатывали. Это был интересный и важный для меня опыт. Выбрать самую лучшую идею, доработать её, отшлифовать. В результате вместо трёх коротких сказок у меня получилась одна длинная. Остальные идеи пока отложила.

В моей сказке дети найдут динамичную историю про семью бегемотов. Возможно, где-то они узнают себя или своих братьев-сестёр. Родителям книга поможет начать разговор с ребёнком про правила безопасности.

На Ваш взгляд, какие сейчас есть тенденции развития детской и юношеской литературы?

Мне кажется, рынок идёт за покупателем. Покупатели детской литературы — это мамы, озабоченные «успешным успехом» детей в будущем, поэтому мы видим перекос в развивающую и нон-фикшн литературу. Уже мало, чтобы книги рассказывали о добре и зле. Нужно чтобы они учили ещё различать цвета и формы, считать, развивали так называемые soft-skills и так далее. И, конечно, желательно, чтобы всё это было под одной обложкой, при этом в развлекательной для ребёнка форме. Даже вы начали интервью с вопроса «Какие вопросы поможет решить книга?»

В литературе для детей школьного возраста, к счастью, можно найти книги на любой вкус.

Вашим детям повезло – их мама писатель. Поделитесь, как реагируют члены семьи на Ваши истории? Вдохновляют ли на новые сюжеты?

Не думаю, что мои дети согласятся с тем, как им повезло. Некоторые из них уже знают мою сказку наизусть и не очень этому рады.

Один из лучших способов увидеть ошибки и шероховатости — это прочитать написанное вслух. Начиная с какого-то момента, мне просто необходимы слушатели, чтобы я не перескакивала кусочки текста во время чтения, ведь кажется, что я уже столько раз всё отредактировала и проверила. Вот тут я зову детей и предлагаю им послушать, что мама написала. Некоторые после 2–3раза уже не приходят. Самые ответственные тяжело вздыхают и слушают, слушают, слушают. И дают хорошие советы.

Иногда через полгода-год те, кто слушал сказку только один-два раза вдруг приходят и выдают что-то по тексту: уточняющие вопросы или выводы, или просто просят прочитать ещё раз «ту сказку про динозавра», про которую ты уже и забыл.

Конечно, дети вдохновляют и не только дети. Писатель все сюжеты и характеры берёт из жизни, где-то что-то улучшает, где-то наоборот делает темнее.

СоюзДетЛит постоянно проводит отборы текстов в детские журналы, проводит партнёрские конкурсы. Расскажите, принимали ли Вы участие? В каких журналах можно увидеть ваши рукописи?

Стараюсь участвовать в отборах, но иногда, если пишу что-то большое, то забываю о сроках.
 Мои тексты можно увидеть на страницах журнала «Вверх тормашками», а также в его электронной версии. Ещё моя сказка была опубликована в журнале «Сценарий и репертуар», и я являюсь постоянным автором рубрики «Занимательная математика» в журнале «Думай КИДС».

Кроме этого, у меня есть публикации в журнале «Детское чтение для сердца и разума» и, возможно, где-то ещё: я не всегда отслеживаю публикации, если не присылают авторский экземпляр.

Сложно ли это – писать в век цифровизации?

Наоборот, скорость набора текста на клавиатуре у меня намного выше, чем когда я пишу от руки.

Скажите, как выглядит идеальное рабочее место писателя?

Думаю, у каждого оно своё. Для меня главное, чтобы меня никто не отвлекал.

Какую книгу писать сложнее: первую или вторую?

Это сложный вопрос.

Кроме собственно написания книг, я ещё учусь и стараюсь это использовать. Поэтому какие-то вещи становятся проще, но где-то, наоборот, понимаешь, что вот тут ты не дотягиваешь и надо ещё поработать, хотя в предыдущей рукописи тебе даже в голову не пришло на это обратить внимания. Возможно, когда-нибудь я достигну мастерства во всём и буду сразу писать чистовик, но пока до этого далеко, и с каждой рукописью кажется, что всё дальше и дальше.

Какое свое достоинство вы считаете наиболее ярким и полезным?

Полезное качество — это ответственность. Она помогает мне двигаться даже, когда кажется, что всё бесполезно, ничего не выходит, и я ничего не успеваю.

Про яркое достоинство я спросила у людей, с  которыми общаюсь. Ответы были от «логичная» до «непредсказуемая», от «уютная» до «сумасбродная». Так что, наверное, главное моё достоинство — я разная. И это тоже мне помогает. Если я устала или не вижу, куда двигаться дальше, всегда могу переключиться на что-то другое и найти неожиданно решение.

 

Вы работаете репетитором по физике и математике. Поделитесь, пожалуйста, как удаётся совмещать абсолютно разные деятельности? И помогают ли точные науки в писательстве?

Я не считаю, что это разные виды деятельности. И там, и там я общаюсь с людьми. И там, и там пытаюсь донести что-то вечное. Хорошая (или плохая) книга может повлиять на жизнь человека не меньше, чем сданный (или проваленный) экзамен.

Мне сильно помогает логика в работе над книгами: я вижу структуру и мелкие нестыковки в тексте. Она же и мешает, т.к. начинаю следить за самыми незначительными фактами и хочется, чтобы было всё точно, что, бывает, граничит с занудностью.

С другой стороны, сейчас нон-фикшн на пике популярности, так что в ближайших планах совместить свои знания и писательские навыки. Может, наконец, дети разберутся, где катет, а где гипотенуза в прямоугольном треугольнике, поймут, что синус и косинус — это не изысканные ругательства, и запомнят, что вес и масса — это разные понятия.

Чего больше всего боится автор?

Не могу говорить за всех, но я боюсь своих фантазий. Поэтому стараюсь не писать ужастики и тёмные вещи, которые сейчас так популярны. Мне хочется освещать путь, а не пугать монстрами, прячущимися в тенях.

Какую сверхъестественную способность Вы бы хотели иметь?

Суперскорость для выполнения дел. Когда-то я смотрела сериал «Необычная семья» и, думаю, не зря именно мать семейства получила именно эту способность. Успеть сделать все домашние дела, написать все сцены, которые толпятся в голове, проверить домашнее задание учеников и ещё пообщаться с семьёй и даже немного отдохнуть. Очень хочется вместить в сутки как можно больше интересного.

Что делает писателя счастливым?

Когда читатель находит в книге что-то, что для него важно: ответ на вопрос, поддержку, просто возможность поверить в чудо.

Опишите свой идеальный день.

Это день, когда я всё успеваю. А в конце у меня остаётся время, чтобы посмотреть с детьми фильм и съесть по мороженому.